• 20 Августа 2018

Внешняя экспертиза поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) – ответы на вопросы

Внешняя экспертиза поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) – ответы на вопросы
О.Г. Еремин Генеральный директор ООО «Специализированный научно-исследовательский центр техники, технологии, информации и экономики», ведущий эксперт внешней экспертизы государственных и муниципальных контрактов

Как известно, Положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ сразу была предусмотрена возможность привлечения Заказчиком независимых экспертов для оценки результатов контракта. Это достаточно логичный шаг со стороны Законодателя, который не только дает возможность Заказчику воспользоваться услугами специалистов, но и позволяет переложить на них часть ответственности. До 1 июля привлечение независимых экспертов было достаточно редким. Основными причинами назывались отсутствие средств на проведение экспертизы. За годы деятельности нашей экспертной службы мы можем сказать, что это утверждение верно лишь отчасти. Бюджет без проблем выделяет средства на проведение таких экспертиз, но уже в рамках возбужденных уголовных дел. Поэтому для Заказчика логичнее было изыскать средства на более ранних этапах.
С 1 июля 2018 года ситуация изменилась. Вступили в силу изменения в ФЗ-44, которые устанавливают обязательный порядок проведения внешней экспертизы в определенных случаях.
В связи с тем, что за последний месяц резко выросло число обращений в нашу экспертную службы, которая специализируется именно на проведении внешней экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках государственного (муниципального) контракта, мы решили подготовить ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. 

1. В каких случаях Заказчик обязан провести экспертизу поставленного товара (работы, услуги) с привлечением экспертной организации или эксперта?

В соответствии с требованиями Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
  1. Предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
  2. Осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
  3. Если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Несмотря на достаточно внушительный перечень пунктов, которые позволяют избежать проведения внешней экспертизы – они носят достаточно специфичный характер. Например, если вы закупаете товар (услугу, работу) у естественной монополии; у поставщика, который определен актами Президента или Правительства РФ; у органа государственной власти или речь идет о поставке средств разведывательной или контрразведывательной деятельности; закупки, совершаемой в условиях чрезвычайной ситуации – то можно вполне обойтись без внешней экспертизы. Это также касается закупок на сумму менее 100 000 рублей и закупок услуг экспертов.
Во всех остальных случаях при поставке товара (работы, услуги) единственным поставщиком Заказчик обязан провести внешнюю экспертизу с приглашением независимого эксперта или экспертной организации.

2. Какая ответственность грозит Заказчику за отказ от проведения внешней экспертизы?

Если в вышеуказанных случаях Заказчик не выполнит требование закона о привлечении эксперта или экспертной организации, а проведет приемку и экспертизу самостоятельно, либо вообще откажется от их проведения, то должностное лицо ждет административный штраф в размере 20 000 руб. (ч.8 ст.7.32 КоАП РФ).

3. Что включает в себя проведение внешней экспертизы поставленного товара (работы, услуги)?

Как правило, внешняя экспертиза состоит из следующих этапов:
  1. Изучение государственного (муниципального) контракта, технического задания (технических условий), нормативной документации, устанавливаемой требования к поставленному товару (выполненной работе, оказанной услуге).
  2. Проведение осмотра поставленного товара, проверка наличия и правильности составления документации, прилагаемой Поставщиком. На данном этапе также может проводиться фото- и видеофиксация, по итогам осмотра составляется акт, который подписывается как экспертом, так и представителями Заказчика и Исполнителя.
  3. Исследование и анализ полученных данных, формулирование выводов
  4. Подготовка акта экспертизы (заключения эксперта), в котором должны быть отражены как основания для производства экспертного исследования, так и исходные данные, сведения о квалификации эксперта. Акт экспертизы состоит из вводной, исследовательской частей и выводов. К акту прилагаются документы, подтверждающие квалификацию эксперта, сертификаты и аттестаты, сведения о поверке приборов и пр.

4. Что должен получить Заказчик в результате проведенной экспертизы?

По итогам проведения экспертного исследования Заказчик получает акт экспертизы (экспертное заключение), которое содержит ответ на основной вопрос – соответствует ли поставленный товар (работа, услуга) требованиям государственного контракта. Если не соответствует, то в чем именно и какие меры необходимо предпринять. Отдельно должно быть указано – влияют ли выявленные недостатки на возможность использования поставленного товара.

5. Кто может выступать в качестве эксперта или экспертной организации?

Согласно действующего законодательства экспертом признается лицо, имеющее специальные знания в области науки, техники, искусства или ремесла.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ не дает четкого определения о том, какие именно организации можно отнести к экспертным. На практике в качестве критериев отбора используют виды деятельности, указанные в уставной деятельности (коды ОКВЭД). Согласитесь, нелогично привлекать к проведению внешней экспертизы строительных работ юридическую фирму или кадровое агентство.
Основной показатель профессионализма экспертной организации – это наличие квалифицированных экспертов, имеющих соответствующее образование и стаж экспертной деятельности. В ООО «Специализированный научно-исследовательский центр техники, технологии, информации и экономики» основной состав экспертной службы составляют специалисты, имеющие квалификацию «судебный эксперт» и большой стаж работы по данной специальности. Работа в сфере судебной экспертизы, предусматривающая особую ответственность эксперта, налагает на наших сотрудников строгое соблюдение основных принципов экспертной деятельности – независимость, объективность, всесторонность и полнота исследований.
Ч. 8. Статьи 41 ФЗ-44 гласит, что «…В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям…»
При этом закон четко оговаривает круг лиц, не имеющих права выступать в качестве экспертов. К ним относятся:
  1. Бывшие сотрудники Заказчика или Исполнителя, если с момента их увольнения прошло менее двух лет;
  2. Лица, имеющие заинтересованность в заключении и выполнении данного контракта;
  3. Близкие родственники руководства Заказчика или Исполнителя
  4. Юридические лица, аффилированные с Заказчиком или Исполнителем.
Коротко хочется отметить алгоритм работы нашей экспертной службы с потенциальными Заказчиками. После получения запроса о возможности проведения внешней экспертизы и технического задания в течение 2 рабочих дней мы даем официальный ответ о возможности проведения данной экспертизы, стоимости и сроках ее проведения, перечня необходимой документации, далее по запросу отправляем проект договора.
После согласования и подписания договора в максимально короткие сроки проводится экспертное исследование, и Заказчик получает акт экспертизы с выводами о соответствии результата исполнения контракта его условиям.
Запрос можно отправить на e-mail – expert-fz44@mail.ru
Мы готовы предоставить любые консультации по вопросам проведения внешней экспертизы и будем рады сотрудничеству с любыми заинтересованными лицами.