• 8 Октября 2018

Внешняя экспертиза результатов исполнения контрактов: мнение эксперта

Внешняя экспертиза результатов исполнения контрактов: мнение эксперта

Еремин О.Г. – генеральный директор ООО
«Специализированный научно-исследовательский центр
техники, технологии, информации и экономики»,
судебный эксперт

Сразу хочу оговориться – все, о чем здесь будет написано, является частным мнением автора, абсолютно не претендующим на истину в последней инстанции.

1. Насколько необходимо проведение внешней экспертизы?

Мнение заинтересованных лиц расположилось на диаметрально противоположных позициях: от – «… давно пора было это сделать…», до – «…делать им нечего, лишь бы жизнь нам осложнить…». Как водится, истина расположилась где-то посредине. С одной стороны, контракт на поставку медицинской марли стоимостью 400 (Четыреста!!!) рублей требует проведения внешней экспертизы, стоимость которой в разы превосходит стоимость самого товара. С другой стороны, если в 2016 году Счетная Палата РФ выявила нарушения при проведении госзакупок на 48 млрд.руб., то в 2017 – уже на 104,6 млрд.руб. (и это только по федеральным закупкам). Нередки случаи, когда бюджетные деньги выплачиваются за невыполненные объемы работ, за товар – абсолютно не соответствующий заключенному контракту и пр. Руководство Заказчика, как правило, видит во внешней экспертизе один большой плюс – возможность разделить ответственность по поставленному товару или оказанным услугам. И один большой минус – отсутствие денежных средств на проведение внешней экспертизы. Здесь можно сразу перейти к следующему вопросу:

2. Стоимость внешней экспертизы?

Умиляют звонки с конкретным вопросом: «Сколько стоит у вас провести внешнюю экспертизу?». Что-то из серии – «Сколько стоит построить дом?». При этом все прекрасно понимают, что надо знать основные параметры дома (этажность, материал и пр.) для того, чтобы определить конкретную цену. То же самое правило действует и в отношении стоимости внешней экспертизы. На одном из форумов, посвященном вопросам закупок по ФЗ-44, идет дискуссия о необходимости внешней экспертизы и приводится мнение одного из представителей Заказчика, обратившегося за услугами внешней экспертизы в известную всем организацию, имеющую свои представительства практически в каждом регионе. По его словам, стоимость экспертизы одного контракта была озвучена в пределах от 10 до 100 тысяч рублей.

По опыту нашей деятельности стоимость экспертизы можно определить двумя методами:

• «сугубо научным» (среднепотолочным) – когда эксперт глубокомысленно морщит лоб, тяжко вздыхает, давая понять, насколько сложна данная экспертиза и велика его ответственность, после чего называет цифру, соответствующую пределу его мечтаний;

• практическим – когда определяются прямые и косвенные затраты на проведение экспертного исследования, определяется норма прибыли и формируется цена.

Наша группа компаний более десяти лет занимается судебно-экспертной деятельностью и четко установила критерии определения стоимости экспертизы. Причем данный метод одинаково применим как в судебной экспертизе, так и в проведении внешней экспертизы результатов исполнения контрактов. Цена на экспертизу складывается из двух составляющих: количества часов на проведение исследования и дополнительных расходов (выезд на осмотр, проведение лабораторных исследований). На основании экономического анализа своей деятельности мы рассчитали и утвердили стоимость одного часа.

При всем том (и это мое глубокое убеждение) стоимость внешней экспертизы никак не может быть привязана к цене контракта, как это делают некоторые эксперты. Когда мы проводим экспертное исследование поставленного в рамках государственного контракта товара (например, бензина АИ-92 по топливным картам), то цена внешней экспертизы должна быть одинакова и при стоимости контракта 100 000 и при стоимости 1 000 000 рублей.

Отдельно хочется отметить, что при стоимости экспертизы свыше 100 000 рублей Заказчик обязан провести электронный аукцион, на котором выиграет тот, кто упадет в цене насколько возможно низко. Как-то мы участвовали в одном таком аукционе, на котором стоимость внешней экспертизы упала в 9 (!!!!) раз, то есть примерно на 1000 (Тысячу!!) процентов. Как в этой ситуации можно вообще говорить о каком-то качестве – я не понимаю

3. Методика проведения экспертного исследования.

Как правило, перед экспертом ставится два основных вопроса:   

  • Соответствует ли поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги) требованиям государственного (муниципального) контракта №…;

  • Если есть несоответствия – в чем они выражаются, каким образом влияют на результат выполнения контракта и как могут быть устранены

Само экспертное исследование состоит из 4 этапов:

1) Изучение предоставленной документации – государственный контракт и приложения к нему, счета-фактуры, накладные, сертификаты соответствия и пр.

2) Проведение осмотра поставленного товара (если это необходимо) – изучение и фотофиксация упаковки, маркировки, внешнего вида, комплектности и пр.

3) Анализ полученной информации и формирование выводов с ответами на поставленные вопросы;

4) Подготовка и оформление заключения.

Федеральный закон ФЗ-44 и нормативно-правовые акты не дают разъяснений о требованиях, предъявляемых при проведении экспертного исследования и подготовке заключения, поэтому мы весь процесс проводим по аналогии с судебными экспертизами, где требования и алгоритм проведения достаточно подробно расписаны.

4. Кто может выступать в роли эксперта при проведении внешней экспертизы.

ФЗ-44 достаточно подробно описывает признаки тех, кто не может выступать в роли эксперта, но при этом скромно умалчивает о требованиях к тем, кто эти экспертизы проводит. Из чего следует исходить Заказчику при выборе эксперта? Из перспективы наступления худшего варианта – когда дело дойдет до суда или, что гораздо хуже, до следствия. Тогда будет подробно разбираться вопрос – могло ли данное лицо выступать в качестве эксперта. И здесь есть смысл обратиться к Федеральному закону ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которому экспертом является лицо, имеющее специальные знания в области науки, техники, искусства или ремесла. То есть, подтверждением могут являться:    

  • Диплом о получении профессионального образования;

  • Свидетельства о переподготовке или повышения квалификации;

  • Стаж работы по специальности (копия трудовой книжки);

  • Стаж экспертной деятельности – это самая лучшая рекомендация, но как ее подтвердить – большой вопрос. Проще с теми, кто работает штатными экспертами и это записано в их трудовых книжках.

Мы считаем своим преимуществом то, что все наши эксперты работают в качестве судебных экспертов и их компетенция подтверждена решениями судов по делам, в которых они проводили экспертизу. Если уж им доверяют суды и следствие, то вряд ли кто-то из проверяющих может усомниться в их компетентности.

5. В какие сроки должна проводиться внешняя экспертиза?

В данном вопросе закон не дает четкого толкования о сроках и порядке проведения такой экспертизы. Из смысла закона можно сделать вывод, что внешняя экспертиза должна быть проведена в промежутке между поставкой товара и его оплатой. Но при этом, если речь идет о поставке двух-трех наименований медицинских препаратов – это вполне реальные сроки. А если речь идет о строительном контракте стоимостью десятки или сотни миллионов рублей?

Еще один вопрос, на который я так и не смог получить четкого ответа – как проводить внешнюю экспертизу, если поставки идут регулярно. Например, надо провести экспертизу поставляемого бензина по топливным картам. Методика и алгоритм проведения такой экспертизы не вызывает затруднений. Весь вопрос в том, что контракт заключен на полгода и оплата производится каждый месяц. Когда должна проводиться данная экспертиза – перед первой оплатой, перед последней или перед каждой? И здесь, как мне кажется, основным мнением будет мнение проверяющей инстанции.

Вопросы можно направлять на e-mail: expert-fz44@mail.ru